Эдуард Куклин: «Национальные украшения должны стать частью повседневного образа»
Эдуард Куклин известен многим любителям традиционного ювелирного искусства. Мастер создает коллекции стилизованных бурятских украшений, работает над изготовлением мужских поясов, трубок и разрабатывает уникальные конские упряжи. Ювелира приглашают принять участие в выставках, конкурсах. Эдуарда можно часто увидеть на мероприятиях в качестве члена жюри. И хотя мастеру еще нет сорока (в дни Фестиваля ремесел Прибайкалья Эдуарду Куклину исполнилось всего 37 лет), он уже твердо знает, что правильно выбрал жизненный путь.
Гостям Фестиваля ремесел он показал мастер-класс по изготовлению подвески-оберега.
Эдуард Александрович, расскажите, с чего начался ваш профессиональный путь?
Родился я в селе Шараты Нукутского района. Там прошло детство. В школе любил что-то мастерить, работать руками. Помню, как однажды посмотрел передачу про сокровищницу оружейной палаты Москвы. Мне очень понравились яйца Фаберже. Решил, что тоже смогу такое сделать. Взял обычное куриное яйцо, методом папье-маше его обработал, покрасил в красный цвет, украсил проволокой, макраме и бисером. Так это яйцо до сих пор двоюродная сестра дома хранит. Можно сказать, что задатки у меня были. И вот в старших классах подошел ко мне директор школы и рассказал о колледже традиционных искусств народов Забайкалья. Учебное заведение находится в Бурятии. Я тогда не понимал даже, что это за профессии такие: гобеленщик, чеканщик… Мне учителя объяснили, и я решил, что да, пожалуй, чеканщик — это очень интересная специальность.
Поступил в колледж, два года отучился, а потом перешел на факультет декоративно-прикладного искусства Восточно-Сибирской государственной академии культуры в Улан-Удэ. Жить я тогда планировал именно в республике. Но потом, когда закончил учиться, меня как будто что-то поманило на малую родину. Как раз в Центре культуры коренных народов Прибайкалья открыли ювелирную мастерскую. Так я перебрался в Иркутск. А уж потом меня позвали в Усть-Ордынский Национальный центр художественных народных промыслов. Именно в поселке я начал работать с украшениями на новом уровне — изучал материал, старался найти первоисточники, читал этнографов.
В самом начале пути меня поразило насколько ювелирное искусство Агинского Бурятского округа, Бурятии и Усть-Ордынского Бурятского округа различается. Да, общего очень много, но и отличий хватает. Хочу признаться, что тогда традиционные украшения западных бурят меня не впечатлили. В Бурятии я привык к ярким краскам, изделиям, богато украшенными орнаментами. А традиционные украшения, которые носили на территории современного Усть-Ордынского Бурятского округа, показались мне скромными. Но постепенно я осознал, что именно у нас сохранился древний, можно даже сказать архаичный пласт культуры. В ювелирном искусстве западных бурят, даже в современном, можно увидеть отголоски старинных традиций. Например, женщины в старину носили боолто — накосные украшения, если говорить современным языком, заколки. Они были распространены у верхоленских бурят до прихода советской власти, имели и обереговое и практическое значение. Постепенно я полюбил строгий стиль, чистые линии наших старинных украшений. Теперь, когда работаю над коллекциями, то стараюсь в-первых, сохранить эти образы, а во-вторых, сделать изделия удобными в носке, чтобы женщины могли использовать их постоянно, а не только по праздникам.
Расскажите о вашей творческой мечте?
Хочу, чтобы бурятские украшения вернулись в повседневную жизнь. Конечно, никто не говорит о том, чтобы женщины носили полный комплект: нагрудные, накосные, налобные украшения. Но, например, привычные серьги, подвески вполне могут быть выполнены в национальном стиле. Стараюсь внести свою лепту. Недавно представил коллекцию «Ордынка». Это недорогие изделия — нет ни настоящих кораллов, ни серебра, но я постарался заложить в них красоту, гармонию, свойственную национальным украшениям.
Отдельно хочу сказать о мужских ювелирных изделиях. Ножи, пояса, выполненные в традиционном стиле, изготовить еще сложнее чем женские украшения. Когда работал над поясом, то каждый день удивлялся какими золотыми руками обладали в старину кузнецы — дарханы. При помощи небольшого количества инструментов они создавали шедевры ювелирного искусства. Постараюсь стать достойным продолжателем традиций.
Хочется, чтобы вместе с украшениями развивался и традиционный костюм. Пока национальную одежду жители Усть-Ордынского Бурятского округа практически не носят, но появилась тенденция, что вскоре это изменится. Становится модным на праздники примерять хотя бы часть костюма. В ателье люди заказывают платья. Было бы здорово, если бы люди шили не просто вещи в национальном стиле, а в традиции своего рода, района, в котором они живут.
Что для вас ремесло?
Ремесло — это способность не только сохранять, но и развивать технику в которой работаешь.
Вы побывали на Фестивале ремесел. Что вы думаете об этом мероприятии, о создании ремесленного кластера?
Первый фестиваль ремесел Прибайкалья прошел в 2022 году. Он был посвящен созданию этнокультурного кластера. Я не участвовал непосредственно в мероприятии, но зато воспользовался предложением организаторов и стал сотрудничать с созданным после проведения фестиваля этноцентром «Орда». Он находится в Иркутске, в этноцентр часто заходят туристы. Мои изделия теперь видят люди из разных регионов России. Радует, что они могут оценить образцы настоящего традиционного творчества, а не китайские подделки.
В этом году вошел в число участников фестиваля. Понравилось, что на конференции говорили о создании этнобренда. Разговор шел свободно, без официоза. Каждый мастер высказывал свое мнение. Люди приехали из трех регионов, и диалог получился интересным. Мероприятие нужное, знаю, что у организаторов есть планы расширить программу. Буду рад принять участие.
Награды: Участник многочисленных выставок. В 2020 году ему было присвоено звание «Народный мастер Иркутской области». В 2022 году Эдуард Куклин вошел в состав жюри фестиваля «Алтаргана-2022».
Проект «Фестиваль ремёсел Прибайкалья: создание этнокультурного кластера» проводит АНО «Байкал» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.