Блог "Байкала"

Свой почерк Сергея Бунаева

Продолжаем знакомить читателей с участниками Первого Фестиваля ремёсел Прибайкалья. Мероприятие прошло 17-18 июня в посёлке Усть-Ордынский. Сегодня наш гость – лауреат Всероссийского конкурса «Сибирь мастеровая», победитель конкурса «Мифы и легенды народов Прибайкалья» в номинации «Сувениры в национальном стиле», дипломант областных выставок, региональных конкурсов профессионального мастерства Сергей Бунаев. На фестивале ремёсел он представил свою коллекцию художественной керамики.

Коробка пластилина
«Я начал рисовать и лепить ещё в школе, — рассказывает о себе Сергей Бунаев. – Приходил из школы, доставал коробку пластилина, часами делал разные фигурки – и мне никогда это не надоедало».

Поэтому вопрос, куда поступать после девятого класса, перед будущим мастером не стоял. Конечно, в Иркутское художественное училище, на отделение керамики. «Хотелось что-то творить, создавать», — говорит он.

После получения специальности Сергей Бунаев вернулся на малую родину, в село Еланцы. Сейчас он является руководителем кружка мастерской «Оберег» межпоселенческого культурно-досугового центра «Ольхон» Ольхонского района. Проводит со школьниками занятия по лепке, рисованию, аппликации, но и про собственное творчество, конечно, не забывает. Участвует в конкурсах, фестивалях, мастер-классах.

Работы Сергея Бунаева пользуются немалым спросом – в основном, среди туристов. Керамические сувениры, созданные в этническом стиле, продаются на байкальских турбазах. У мастера есть мечта открыть в Еланцах мастерскую, где можно было бы проводить творческие встречи, организовывать мастер-классы, но пока этот проект – лишь в планах. Как говорит сам мастер, существуют проблемы с помещением.


Винторогий Огайло

Одну из самых необычных и ярких работ Сергей Бунаев создал в ходе Всероссийского образовательно-творческого пленэра «Байкал-Керамистика». Мероприятие проходило на острове Ольхон. Каждому мастеру давалась неделя на реализацию проекта. У Бунаева сначала работа не задалась. Раз за разом получался брак. А потом вдруг в голове появился образ какого-то мистического животного, похожего на быка. Мастер попытался запечатлеть его в глине. Но образ всё время менялся, ускользал, пока, наконец, не превратился в винторогого барана, похожего на Огайло, любимца хозяйки баргузинской тайги Хэтен из народных легенд Прибайкалья.

— У меня нередко так бывает, — рассказывает мастер. – Я беру глину и не знаю точно, что именно сейчас буду делать. Сюжет формируется в процессе работы, он словно приходит сам по себе, откуда-то изнутри. Иногда новые идеи появляются поздно вечером. Перед тем как уснуть, появляется какой-то образ. Честно сказать, я не знаю, как это происходит.

Новое искусство

Творчество Сергея Бунаева достаточно необычно для бурятских народных промыслов. Представители этого народа — хорошие кузнецы, чеканщики, специалисты по работе с деревом и кожей. А вот художественной керамикой они практически не занимались. В лучшем случае, делали обычные бытовые вещи – посуду, кувшины, а чаще всего покупали изделия из глины где-то на стороне. Так что мастер из Еланцов во многом самостоятельно формирует направление керамики, основанное на местной культуре.

Определенных усилий стоило определиться с материалом для работы. Недалеко от Еланцов есть карьер, где добывают глину, но она, как говорит сам мастер, «скудная по составу». Хорошую, тонкую работу из неё, конечно, не сделаешь. Приходится заказывать материал по интернету. «Самая качественная это, конечно, испанская глина, — делится опытом работы Бунаев. — Она походит для совершенно любых изделий».

Инструменты мастер применяет самые обычные – металлические, деревянные, пластмассовые стеки, лопатки, ножи, которые можно приобрести в любом специализированном магазине. Из оригинального – стоматологические кюретки, которые, по словам Бунаева, идеально подходят для вырезания орнамента.

— В изготовление керамики сложно привнести что-то своё, — говорит он. – Технология выработана годами. Импровизировать не получается. Попытки изменить, например, режим обжига приводит в тому, что изделие в печи просто разрывает на части. То же самое происходит, если использовать в изделии какие-то примеси, помимо глины.
Поэтому, заключает мастер, все новшества касаются выработки оригинального стиля работы. «Пытаюсь найти свой почерк, — говорит Сергей Бунаев, — свой след в искусстве оставить».

Проект «Фестиваль ремёсел Прибайкалья: создание этнокультурного кластера» проводится при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
Этнотуризм Ремесла