Блог АНО «Байкал»

Валерий Тирских: «Дом облили соляркой, подожгли — и мы отплыли»

Шестьдесят лет минуло с тех пор, как из-за строительства Братской ГЭС под воду ушли сотни деревень Иркутской области. Только официально под затопление водами будущего рукотворного моря попали более 16 тысяч дворов.
Проект «Лица затопленных деревень», разработанный автономной некоммерческой организацией «Байкал», посвящен людям, которые помнят, как под воду уходили их родовые места. В этом году журналисты работают на малой родине Валентина Распутина — в населенных пунктах на берегу Ангары в Усть-Удинском и Балаганском районах.

«Старики после переезда долго не жили»

Валерий Тирских родился в деревне Денисово. «Уезжали мы последние, уж вода к крыльцу подходила. По старой Ангаре бакена стояли, так вот только мы с матерью да четыре бакенщика в Денисово оставались. Мне было восемь лет, отчетливо помню, как переезжали. К самому дому подошел катер, мы сгрузили туда вещи и выкопанную картошку. Потом из катера вытащили ведро солярки, дом облили, подожгли — и мы отплыли. Так что горел дом на наших глазах. Мы, шпана, это нормально переносили, а многие старики после переезда не выдерживали, подолгу не жили», — рассказывает Валерий Тирских.
Деревня Денисово, по воспоминаниям героя проекта, начала расселяться с 1957 года. Многие перебрались в Чичкова, а семья Валерия Андрияновича переехала в Подволочную — к родственникам.
«Жили мы с матерью у тети Нины Кошкаревой. У них в семье пятеро детей было, да еще мы поселились. Купила потом мать домик на первой улице, и мы перебрались. Она у меня хоть и не грамотная была, но зато умная очень, а сильная — как мужик, одной рукой бревна таскала. Дожила почти до 90 лет наша Марфа Степановна», — говорит Валерий Тирских.
Герой проекта «Лица затопленных деревень» — мастер рассказывать истории. Часть из них, как это и бывает в жизни, веселые, а часть — трагичные.

История о беглых

В Усть-Удинском районе из поколения в поколение передаются истории о беглых заключенных. Это для них хозяйки выставляли на специальное окошечко хлеб и молоко, зная, что без помощи людям не прожить в глухих таежных местах.
«Помню, как бегали заключенные по старой Ангаре. Вода только начала прибывать, местные уже разъезжались. Дома-то раньше не как сейчас располагались, это теперь они напротив друг друга стоят, а когда-то у Ангары были огороды, потом дорога, еще огороды и уж потом дома. И в одном освободившемся доме поселились трое беглых. Посмотришь — вроде бы нет никого, а все равно чувствуется, что чужой кто-то. Да еще и курицы исчезать стали. Прежние хозяева, когда уезжали, оставили у печки веревку, и нам с пацанами захотелось эту веревку добыть. А идти страшно. Травищи наросло у дома — в человеческий рост! Мы подкрались, схватили веревку — и бежать. Потом, как бы тихо ни сидели, все-таки поймала милиция этих беглых. Привели их в наручниках в центр села, посадили на большой жернов. Сидят черные, грязные, лохматые и на нас, пацанов, показывают: мол, мы их видели, когда они веревку стащили, видели и не тронули. Увезли их, а мы побежали дом смотреть. Сколько после них было перьев от тех самых куриц! Дом этот, как и многие в Денисово, при затоплении сожгли. Остались одни воспоминания», — говорит Валерий Тирских.

Об эвенкийском кладе

Рядом с деревней было большое количество островов, на них летом пасся скот, который перевозили туда на паромах.
«В середине Ангары был большой остров Каменный — километров девять длиной, но деревеньки там никогда не было. Остров часто называли Лоб из-за того, что торчал из воды, напоминая человеческую голову. Так вот там, рассказывают, когда-то жили эвенки. Когда при затоплении с острова стали убирать лес, нашли дыру в пещеру, а внизу чашу из камней правильной формы. Видно было, что когда-то в глубине чаши горел огонь, видимо, эвенки там собирались. Мужики деревенские все хотели спуститься вглубь, искали ходы, рассказывали, что там эвенки золото оставили. Это сейчас сообразили бы быстро и на веревках туда спустились, а раньше никому сильно не нужно было, и да и остров стало быстро затапливать. Может, и не было никакого золота, теперь уж не проверит никто…», — рассказывает Валерий Андриянович.
Многое ушло под воду, ушел в прошлое и особый быт жителей приангарских деревень.
«Бегали, играли, ходили с пацанами на рыбалку, им попадались только мокчены – рыбки такие маленькие, а мне ельчики. Так и до драки доходило, говорили, что я слова какие-то для рыбалки хорошей знаю. Жили мы скромно — даже мячей не было, играли в бабки костями, но весело было. Ангара мощная река была, когда лед несет, то углы у бань на берегах сворачивало. Мы на все это бегали смотреть. Раньше про телевизоры и не слышали, а радио только у бакенщиков было. Им выдавали батареи для бакенов, они их домой приносили и маленькие радиоприемники запитывали, антенны сами делали. Света ведь ни у кого не было, зато земля была благородная, а сейчас одна глина, даже картошка плохо растет», — говорит Валерий Тирских.
Света в привычном для горожан понимании нет в Подволочной и по сей день. Работает генератор. Но вопросу «Как же вы без электричества?» здесь удивляются.
«Почему без электричества? Свет есть, конечно. Линию тянули с Братска, да при перестройке так и бросили. Хотя при переселении всем бесплатную электроэнергию обещали. Как-то мы тут обжились, устроились, я вот, например, в молодости устроился на лесовоз. Женился — самое счастливое время мое. И вот 47 лет живем, даже не ругнулись ни разу. Дети родились. Конечно, всякое в жизни было, видимо, никак в жизни не проживешь, чтобы не случилось что-то. А все-таки держит нас тут родная земля, держит…»
Фото, видео: Ольга Хинданова
Проект «Лица затопленных деревень. На Родине Валентина Распутина» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
2024-08-20 16:09 Сохранение исторической памяти